Чтобы найти дизайнера, вам сначала нужно найти себя как заказчика
Мир разнообразен, как разнообразна флора и фауна мира дизайна. Как понять какой вид или подвид дизайнера вам нужен? Лучше взять из приюта уже взрослую особь или нянчиться с пушистым детёнышем? В этой статье я поделюсь размышлениями на эту тему. Я не спроста беру аналогию с домашним питомцем, потому что пока вы рассматриваете дизайнера как домашнее животное, приложение к вашим задачам, смотря на то, что он может вам дать сверху вниз, нанимать дизайнера вам не нужно, как и читать эту заметку.
Множество вопросов встают перед клиентом, когда речь заходит о выборе дизайнера. Кто он? Что должен уметь? Что должен делать, а чего делать ни в коем случае не должен? Как оценить его уровень? Нужен ли этот уровень вам? Сложный ли это выбор? Отнюдь, не сложнее чем выбор автомобиля. Если вы когда-нибудь сталкивались с выбором автомобиля, то все ключевые навыки для выбора дизайнера у вас уже есть. Давайте просто разберём по аналогии и по ходу отметим ключевые тезисы о современном дизайнере.
Дизайн–студия vs. Фрилансер
Покупка автомобиля — серьёзный шаг, а значит выбор должен быть максимально осознанным. И это накладывает требования не только к нему, но и к вам. Это дорогая покупка, а значит вы совершенно точно хотите получить максимум за единицу вложения.
Бюджет — выбор всегда начинается с него. Ваш бюджет на покупку — основа выбора. В зависимости от этого куда вы идёте: в салон за новым авто, в нашем случае в дизайн–студию, или готовы сами постигать азы «дизайностроения» и идёте на биржу фриланса. В первом случае вы разделяете риски, полагаясь на профессионалов, во втором полагаетесь на честность продавца.
Означает ли это, что салон безопасней? Конечно, нет, а зачастую на бирже есть шанс найти машину выше классом за ваш бюджет. Знакомая ситуация? Ведь не хочется покупать жигули в салоне, когда можно купить «трёхлетнюю японку» за те же деньги? Вспомните это ощущение, именно здесь вы делаете ключевой выбор
Дизайн–студия
Это автосалон, в котором вас встретят, проведут по залу, предложат чашечку кофе, выслушают и ответят на вопросы. Выбрав нужный автомобиль, вы уладите формальности и станете счастливым обладателем нового транспорта. И у вас как минимум будет несколько лет гарантийного обслуживания. И как понимаете, эти опции уже зашиты в стоимость. То есть покупая авто в салоне или заказывая дизайн в студии, вы покупаете не картинку, а комплекс услуг, а конечные руки, которые эту картинку нарисуют входят в общую стоимость услуги и зачастую это не самая дорогостоящая часть покупки. Современный дизайнер уже давно не рисует картинки, а решает задачи. Сегодня по мере усложнения решаемых дизайнерами задач, брифование и составление ТЗ, не просто становится важнейшей частью дизайн–процесса, а является весьма затратной частью работы, как со стороны дизайнера, так и клиента
Поиск решения, например, подходящей картинки, происходит на основе выборки и обсуждения внутри команды. Коллективный разум имеет меньше шансов на совершение фатальных ошибок, чем любая единоличная власть, даже если это власть над вашим проектом. Вам как клиенту будет тяжелее бескомпромиссно влиять на группу людей, чем на одного дизайнера. Не считая того факта, что в топовых студиях сформулированная вами задача в ТЗ, дойдёт до конкретного исполнителя уже через фильтр стратега и арт–директора, а фидбек будет доведён до вас через приятного аккаунт–менеджера, который скрупулёзно соберёт его и передаст дальше, оставив у вас нежное чувство удовлетворения творческим процессом.
Именно для экономии на этой «мишуре» клиенты и поглядывают в сторону фрилансеров, в надежде найти универсального многостаночника, лихо совмещающего в себе все стороны дизайн–процесса, одинаково хорошо владеющего рисунком от руки, знанием Adobe и Figma, 3D-моделированием, web-интерфейсами и грамотным языком со склонностью к копирайтингу, желательным, но необязательным знанием азов программирования Python/Django и основ React JS.
Фрилансеры
Это по сути любой агрегатор по продаже авто, там вы видите машину, её достоинства и недостатки, цену и условия покупки. Дело за малым — сделать выбор. Но только в отличии от автосалона, в данном случае все риски вы всецело берёте на себя, и качество полученного результата полностью лежит в поле ваших компетенций. С большой долей вероятностью ваши поиски дизайнера заведут вас на behance / dribbble / freelance или подобные ресурсы, где вы будете часами залипать в прекрасно оформленные работы, где одни дизайнеры рассказывают другим дизайнерам, как они решили поставленные перед ними задачи. Чем выше рейтинг и количество просмотров дизайнера, тем выше скиллы, но нередки случаи, когда подача работы в портфолио сильнее, чем сама работа, и нужно уметь увидеть саму работу сквозь призму подачи. При этом у подавляющего количества максимально заплюсованных работ, несколько владельцев и эти работы — продукт коллабораций, то есть вы покупаете не конкретного дизайнера, а творческую группу. Плохо это? Конечно, нет. Подобные ресурсы и созданы, чтобы дизайнеры находили друг друга и могли совместно делать крутые проекты. Кто-то силён в интерфейсах, кто-то в 3D, кто-то в иллюстрации, кто-то в леттерингах и шрифтах, а кто-то отлично генерит идеи. И совместно дизайнеры создают вдохновляющие проекты. Но вам важно понимать это, а значит цена у качественной дизайнерской группы или дизайнера, будет незначительно дешевле. Но нельзя сразу стать взрослым минуя детство, отрочество и юность, поэтому все те стадии общения перед стартом проекта, которые вы проходите в студии никуда не деваются, просто это сублимируется в одном человеке. И от его компетенций зависит успех проекта. При этом вы как клиент можете заблуждаться в своих способностях к коммуникации. Следовательно, вероятность и цена ошибки становится кратно больше.
Также важно понимать, что фрилансер — это не мифический персонаж, который работает круглосуточно, без перерывов на обед, живущий на берегу ласкающего ухо океана, а такой же человек из плоти и крови, у которого зачастую есть основная работа. А значит, даже если вы связаны договором, рычагов влияния на него у вас меньше.
При этом выбор дизайнера, не важно для инхауса или на проект, студию или фрилансера, по сути имеет одни и те же критерии оценки.
Для чего нужно нанимать дизайнера?
Ответов может быть множество, от разработки листовки до интерфейса мобильного приложения, но весь этот ворох определений объединяется словом — задача. Дизайнер призван решить вашу задачу. А для этого вам нужно ему эту задачу обозначить. Именно обозначить, а не сформулировать. За внешней красотой теслы, ауди, мерседеса лежат пласты научных достижений. И форма автомобиля — не плод фантазии дизайнеров, а сочетания формы и функции. Технологические ограничения влияют на форму, и дизайнер призван решить эту задачу. Именно обозначив задачу, а точнее ваше понимание задачи, вы запускаете процесс совместного поиска лучшего для вас решения. А дизайнер, погружаясь в вашу тему, изучая её, находит пути решения, которые могут быть эффективны.
Один из моих любимых примеров великолепного дизайнерского решения — это история про телефонный справочник Yellow pages. Вкратце история успеха этого кейса в том, что было придумано простое и эффективное решение, когда один справочник ничем не отличающийся от другого такого же по содержанию, за счёт своей формы оказывался выше другого.
Единство формы и содержания рождают множество путей решения любой задачи. Лаура Райс очень хорошо сформулировала эту мысль: вербальный гвоздь и визуальный молоток — вот ключевой инструментарий современного дизайнера. Найти правильную формулировку и усилить эффект визуальным образом — что может быть прекрасней. Это то, за что дизайнеры беззаветно влюблены в свою работу. Дизайн — это форма познания мира, через него мы постигаем его, соприкасаемся с теми сферами с которыми не могли бы повстречаться в обыденной жизни. Благодаря этому сегодня мы можем погружаться в мир скидочных карт, завтра постигать азы аудиторского бизнеса и всегда быть в ожидании чего-то нового. Виктор Папанек в книге «Дизайн для реального мира» великолепно описывает этот процесс и рассуждает о задачах и роли дизайнера, о принципах и методах проектирования, о дизайне как универсальном виде человеческой деятельности.
Вместе вы сформулируете решаемую задачу через брифование, и скоррелируете ваши ожидания с возможностями дизайнера, именно на этом этапе лучше отказаться от сотрудничества, если вы не можете найти взаимопонимания. Это гораздо лучше, чем не до конца поняв задачу в итоге прийти к конфликту, потере денег и времени. Чтобы ваши ожидания не оказались вашими проблемами отнеситесь внимательно к выбору критериев выбора исполнителя.
Основные критерии выбора
Речь именно о типе решаемых задач, а не конкретных задачах.
Как бы мы не хотели абстрагироваться от этой болезненной темы, но в дизайне, как в футболе, разбираются все. Также как при выборе автомобиля вы сначала выбираете внешний вид, а потом сравниваете технические характеристики, и не пытайтесь переубедить себя в обратном.
В зависимости от типа вашей задачи, узконаправленный дизайнер может быть эффективен, и наоборот, если у вас задача лежит в нескольких плоскостях дизайн–процесса, то обширный опыт дизайнера может быть вам на руку.
Говорите правду, и требуйте того же по отношению к себе. Доверие — ключ к успеху.
Стрелочка федекс в логотипе компании заполняет форму содержанием только в применении к решаемой задаче, сама по себе красивая стрелочка не представляет собой никакой ценности.
Задайте себе эти вопросы если собираетесь нанять дизайнера, возможно полученные ответы, помогут вам найти того самого дизайнера, что вы давно искали.
Для чего дизайнера нанимать не нужно?
По личному опыту, совершенно точно не нужно нанимать дизайнера, чтобы говорить ему что делать и использовать как приложение к вашим задачам. Эра придворных художников осталась далеко позади, да и дизайнер, который не имеет возможности реализовать свои идеи, совсем быстро заскучает и потеряет мотивацию, а как следствие — квалификацию. В любой, даже самой тривиальной задаче, можно и нужно находить эффективные решения. И это касается не только сложных задач, как работа над интерфейсом мобильного приложения или навигации для города, но и для на первый взгляд простых задач, таких как разработка листовки или флаера.
Бьюсь об заклад, что каждый день по пути на работу, вы получаете несколько безобразно оформленных флаеров предлагающих вам покрасить ногти или увеличить член? Несложно представить, как долго они задерживаются в ваших руках перед тем как оказаться в мусорной урне?
Чтобы найти дизайнера, вам сначала нужно найти себя как заказчика, а потом найти человека, который смотрит с вами в одну сторону и готов помочь пройти эту часть пути вместе. И как любой осознанный выбор, он сложен и дорог, и тем приятней полученный результат в конце, как новая машина у вашего подъезда.
Удачи, друзья!